Нужны деньги? Оформь максимум заявок - увеличь шансы получения до 100%

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 31 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.123% в день

  • Сумма: до 1 500 000 тг
  • Срок: от 3 до 24 мес.
  • Возраст: от 21 до 68 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: 23 – 58 лет
  • Куда:

50%

Ставка: 2% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: 18 – 65 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 300 000 тг
  • Срок: 3 – 30 дней
  • Возраст: от 21 лет
  • Куда:

Ставка: 0,27 % в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: от 18 до 55 лет
  • Куда:

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 21 до 63
  • Куда:

Ставка: 0.19% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 1% в день

  • Сумма: до 250 000 тг
  • Срок: 5-30 дней
  • Возраст: от 18 до 75 лет
  • Куда:

Ставка: 0.25% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 7 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.19% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 21 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 31 дней
  • Возраст: от 21 года
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 250 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Стратегия микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации по собственной сущности являются такими же кредитными организациями как и банки, кроме того, что законодательством наложен запрет на внедрение микрофинансовыми организациями большинства инструментов, использование которыми разрешено при наличии банковской лицензии. С. 62.[3] Стратегии кредитования микрофинансовыми организациями. Действенное внедрение завлеченных наличных ресурсов для получения прибыли в следствие перепродажи данных ресурсов на рынке и является основной задачей стратегии микрофинансовой организации , которая в свою очередь состоит из последующих частей:

  1. Стратегия управления ресурсной базой. Представляет собой стратегию поиска и вербования МФО наличных средств для следующей их перепродажи на рынке денежных услуг.
  2. Кредитная стратегия. Предполагает решение задачки действенного размещения завлеченных микрофинансовой организацией средств.
  3. Стратегия управления денежной устойчивостью организации. Задачей является разработка стратегии управления рисками и обеспечение возвратности денег, перепродаваемых на рынке денежных услуг.

Стратегия управления ресурсной базой МФО

Источниками ресурсов микрофинансовых организация могут являться:

  • средства учредителей и участников микрофинансовых организаций (на сегодня является главным для МФО);
  • прибыль микрофинансовых организаций;
  • средства других организаций по договору займа (без ограничений);
  • сбережения населения (согласно действующего законодательству вербование средств населения имеет ограничение по сумме – минимум 1,5 миллионов рублей);
  • институциональные инвесторы (вкладывательные фонды);
  • средства, завлеченные на рынке ценных бумаг;
  • кредиты кредитных организаций;
  • средства доноров (Фонд поддержки малого предпринимательства);
  • средства страны (Внешэкономбанк через МСП Банк кредитует МФО с целью поддержки малого предпринимательства Рф).

В согласовании с ФЗ «О банках и банковской деятельности» МФО не является кредитной организацией, а означает не может финансироваться впрямую в Банке Рф, потому возможность воспользоваться средствами ЦБ для МФО ограничена.

Более действенным будет страхование МФО конкретно в страховых компаниях, а не в обществах обоюдного страхования, где требования к денежной стойкости схожи требованиям для страховых компаний.Другой возможностью защитить сбережения населения, которые будут расположены в виде депозитов в микрофинансовых организациях, могло бы стать введение неотклонимого страхования вкладов для тех участников микрокредитного рынка, которые желали бы завлекать средства населения. Система страхования вкладов для МФО регулировалось бы неотклонимым введением норм денежной стойкости, подобных в банковском секторе.Целью кредитной стратегии является наибольшее ублажение потребностей заемщиков в кредитных ресурсах при условии действенного размещения завлеченных средств и обеспечения денежной стойкости МФО.

А – активы МФО, определяемые как сумма итогов разделов I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за вычетом суммы показателя «Денежные средства и валютные эквивалетны[5]».Стоит отметить также, что регулятор предоставил учредителям МФО инструмент, позволяющий в случае необходимости влиять на данный норматив. Так, в интересах расчета норматива достаточности капитала под своими средствами понимают в том числе средства, предоставленные на срок более 3-х лет в виде займа либо кредита микрофинансовой организации ее учредителями, в случае если требования по такому займу либо кредиту удовлетворяются после ублажения всех требований иных кредиторов.Норматив ликвидности микрофинансовой организации (НМО2) определяет требования к минимальной величине отношения суммы ликвидных активов микрофинансовой организации к сумме краткосрочных обязательств МФО, необходимых для выполнения обязательств по привлеченным займам. В целом взносы и паи учредителей и участников могут оставаться главным источником денежных ресурсов МФО при разработке и начале их деятельности, играть в предстоящем роль «подушки безопасности» и гаранта денежной стойкости. Но для расширения масштабов деятельности и ублажения потребностей клиентов безизбежно появляется необходимость диверсификации ресурсов за счет наружных источников финансирования[1]. Другим более ограниченным ресурсом для МФО является прибыль, другими словами средства, заработанные организацией в виде процентных доходов за вычетом административных и других расходов на содержание деятельности.

Более многообещающим источником ресурсной базы для МФО могли бы стать средства населения, привлекаемые по системе, аналогичной банковским депозитам, другими словами с возможностью страхования этих вкладов. Но законодательно завлекать средства населения для МФО запрещено (в расчет не берется возможность займа суммой выше 1,5 млн рублей, что все равно не дает способности завлекать средства населения), что значительно ограничивает способности и для населения (в виде расширения доступа к сбер услугам), и для самих МФО. Снятие законодательного ограничения на вербование во вклады средства населения отдало бы возможность повысить ликвидность и финансовую устойчивость МФО, также институционализировать микрофинансовые организации. Нужно отметь, что в США, Германии и Стране восходящего солнца микрофинансовые организации (а именно, кредитные учреждения, построенные на кооперативных началах) не только лишь имеют право на вербование средств во вклады физических лиц, да и участвуют в системе страхования данных вкладов вместе с банковскими кредитными организациями[2].

Собственные средства МФО, прибыль, займы населения, также средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг – все это относится к ограниченным ресурсам. Ко 2-ой группе формирования ресурсов (наружным источникам) относятся кредиты. Взаимодействие микрофинансовых и кредитных организаций представляется более многообещающим направлением пополнения ресурсной базы для МФО. Для банков работа с МФО может рассматриваться как метод получения доступа к дополнительной клиентской базе, к рыночному сектору маленького заемщика. Для самой МФО получения банковских кредитов значит диверсификацию источников финансирования. Единственное, развитие взаимодействия банков с МФО идет в разрез с тенденцией концентрации и консолидации капитала, наметившейся в банковском секторе Рф в последние годы: уменьшение общего числа кредитных организаций на фоне роста их капитализации нехорошим образом сказывается на росте количества относительно малых кредитных организаций.

Одним из вероятных путей развития сотрудничества банков и МФО может считаться создание при кредитных организациях дочерних микрофинансовых организаций. Статус отдельного юридического лица дозволит верно разграничить микрокредитную деятельность от других операций банка, вести раздельный учет соответственных рисков, использовать разные способы оценки кредитоспособности заемщика и другие инструменты управления рисками.

Неувязка сотрудничества МФО как агента банка состоит в том, что МФО не может предложить такие же процентные ставки, как и банк. И если будет предлагать кредитование как агент коммерческого банка под 22% годичных, то сделает для себя же медвежью услугу. Практически, МФО в этом случает будет продавать услуги соперника, условия которого много выгодней, чем условия кредитования от МФО. Такая система прибыльна только банкам. А вот открытие кредитных линий для МФО могло бы содействовать проникновению банковского капитала в пласты клиентов МФО.

В текущее время одной из главных заморочек кредитования участников рынка микрофинансирования является отсутствие либо дефицитность залоговой базы, в связи с чем нужно более интенсивно развивать механизм выпуска облигационных займов МФО. В текущее время в согласовании с законодательством участники рыка микрофинансирования не могут располагать облигации номинальной ценой наименее 1,5 миллиона рублей за одну ценную бумагу. В связи с этим нужно законодательное закрепление понижения этого порога для МФО при условии введения дополнительных норм контроля за параметрами выпуска и воззвания таких ценных бумаг, также финансовом состоянием МФО-эмитента.

Что касается защиты интересов пайщиков и займодателей МФО, то одним из инструментов таковой защиты может являться обоюдное страхование. В 2007 году был принят Федеральный Закон №286-ФЗ «О обоюдном страховании», регулирующий дела в области обоюдного страхования имущественных интересов членов обществ, схожих микрофинансовым организациям. Но возможность реально страховать свою ответственность ограничена количеством членов, состоящих в обществе обоюдного страхования (менее 500 юридических лиц), что нарушает сущность страхования, которое основано на рассредотачивании рисков меж огромным числом страхователей, что в свою очередь, уменьшает возможность пришествия неплатежеспособности страховщика.В структуре ресурсной базы МФО все источники денежных ресурсов можно систематизировать на внутренние, к которым относятся средства учредителей, участников и средства, заработанные самой организацией в процессе собственной деятельности, и наружные, включающие завлеченные средства физических и юридических лиц, банковские кредиты, средства страны, забугорных и добросовестных доноров, эмиссия облигаций.На сегодня основными в структуре денежных ресурсов МФО являются средства учредителей и участников микрофинансовых организаций. Они содержат в себе: 1) взносы учредителей и акционеров (физических и юридических лиц) в уставный капитал; 2) паи участников кредитных кооперативов; 3) муниципальные средства в структуре капитала муниципальных и городских фондов.Главное преимущество данного источника денежных ресурсов – стабильность.

М.: Финансовый университет, 2011. – 100 с.

  • Микрофинансирование в России / коллектив авторов. – М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013. – 168 с.
  • Стратегии кредитования микрофинансовыми организациями: моногр./под ред. д.э.н., проф. О.Г.

    1. Общие положения и цели кредитной политики. Порядок внедрения кредитной политики и ее пересмотр;
    2. Аппарат управления кредитными операциями и возможности служащих. В данном разделе разрабатывается система возможностей и ответственности служащих, контроль за выполнением кредитной политики.
    3. Принципы формирования ранца займов. Описание займов. На какие цели могут быть выданы займы. Желательные и ненужные займы. Размеры займов и наибольшие размеры для займов разным видам заемщиков и на разные цели. Ограничение размера займов. Сроки, процентные ставки, обеспечение займов. Особые процедуры для предоставления займов работникам компании.
    4. Организация кредитного процесса на разных стадиях. Контроль и управление кредитным процессом. Процедуры рассмотрения кредитной заявки, принятия решения о способности кредитования. Порядок кредитного мониторинга. Процедуры возврата займов. Процедуры работы с проблемными ссудами.
    5. Методика понижения кредитного риска по отдельным ссудам и в целом по ранцу займов.
    6. Процентная политика по займам.

    Этот документ является основой для разработки других внутренних документов, к примеру, положения о порядке кредитования либо ряда положений по кредитованию юридических лиц, личных бизнесменов, заемщиков – физических лиц, методик оценки денежного состояния заемщика. Систематизация займов может быть произведена по таким признакам, как виды заемщиков; предназначение кредита; сроки кредитования; наличие и нрав обеспечения; степень кредитного риска и др.

    С.48.[4] Микрофинансирование в России.

    Для взносов других категорий людей есть жесткие ограничения: микрофинансовые организации имеют право на вербование средств физических лиц, только если идет речь о сумме, превосходящей 1500 тыс. руб. (что в 1,5 раза превосходит наивысшую сумму займа на 1-го заемщика). Но и в данном случае данная операция не может быть оформлена как вклад и осуществляется на основании контракта займа.

    LP – премия за риск утраты ликвидности – представляет собой потенциальную способность долговых обязанностей в куцее время и без существенных денежных утрат трансформироваться в деньги;

    MP – премия за риск с учетом срока погашения долгового обязательства: неуверенность в экономической перспективе понижает заинтригованность в вербовании средств на длительной базе и увеличивает спрос на короткосрочные займы.

    Беря во внимание тот фактор, что большая часть средств – заемная, другими словами бизнес, связанный с МФО является делом «перепродажи» денег, для участников микрофинансового рынка, которые употребляют приемущественно заемные средства, настоящая процентная ставка по безрисковым операциям может не корректироваться на инфляцию. Этот способ расчета номинальной процентной ставки для МФО мог бы сделать МФО более конкурентным предприятием, в особенности по сопоставлению с коммерческими банками.

    Стратегия финансовой устойчивости и ликвидности МФО

    Итак, согласно действующему законодательству, микрокредитные организации вправе свободно завлекать деньги от физических лиц только в случае, если последние являются учредителями либо участниками соответственных организаций. Настоящая процентная ставка – это номинальная процентная ставка, скорректированная на уровень инфляции;e – премия, эквивалентная уровню инфляционных ожиданий на срок долгового обязательства;RP – премия за риск неплатежа, которая определяется сначала кредитоспособностью заемщика;

    Контроль соблюдения пруденциальных нормативов и регу­лярные раскрытия информации о гарантиях стабильности, защиты фи­нансовых интересов заемщиков, ресурсах исполнения обязательств по доверенным МФО сбережениям, снимает закономерную насторожен­ность граждан, повышает степень доверия к МФО, что, в свою очередь, обеспечивает регулярный приток сбережений. Наличие и соблюдение пруденциальных нормативов могут также служить гарантом стабильности работы МФО перед институциональными инвесторами и кредиторами при наличии ссудной задолженности перед Банком Развития, инвестиционным фон­дом или иным кредитно-финансовым институтом.В основе разработанных нормативов будут лежать принци­пы, заложенные в МIХ отчетности для МФО и используемые CGАР для ее последующей унификации.

    На этот момент установлены неотклонимые нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих деньги физических и юридических лиц в виде займов. Расчет данных нормативов делается на базе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности микрофинансовой организации в каждом отчетном периоде (отчетным периодом является квартал) и рассчитывается по последующей формуле:

    где НМО – норматив достаточности средств МФО, К – собственные средства, определяемые как сумма итога раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса и суммы задолженности по займам и кредитам, сразу удовлетворяющим последующим условиям:

    • заем либо кредит предоставлен МФО физическими либо юридическими лицами, являющимися учредителями (участниками, акционерами) данной МФО;
    • заем либо кредит предоставлен на срок более 3-х лет;
    • контракт займа либо кредита содержит условие, что в случае банкротства МФО требование по этому займу либо кредиту удовлетворяется после полного ублажения требований всех других кредиторов.

    Внедрение этих ресурсов не тянет за собой издержки в виде уплаты процентов и т.д. Но недочетом является ограниченность этих ресурсов.

    Норматив НМО2 рассчитывается по следующей формуле:

    где LA – ликвидные активы МФО, определяемые как итог раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за вычетом сумм показателей «Запасы» и «налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    КО – краткосрочные обязательства, определяемые как итог раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского за вычетом сумм показателей «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» указанного раздела.

    Минфином России утверждены числовые значения двух основных нор­мативов для МФО, также порядок их расчета. Минимально допустимое значение норматива (НМ01 — достаточности собственных средств) для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственно­го общества или товарищества, составляет 5 процентов, в форме неком­мерческого партнерства — 50 процентов. Минимальное значение норма­тива ликвидности (НМ02) установлено в размере 70 процентов.

    Однако необходимость регламентации и других нормативов впол­не очевидна.Данное ограничение связано сначала с завышенными рисками, которые несут микрофинансовые организации. Законодатель ставит прямой запрет на вербование надлежащими компаниями вкладов физических лиц ввиду невозможности гарантировать их сохранность, обеспечить защиту возможных вкладчиков от вероятного мошенничества и нерадивого поведения МФО. Меж тем подобные гарантии могут быть обеспечены при поочередной реализации последующих шагов:

    • введение жестких нормативов ликвидности, достаточности собственного капитала, соотношения собственных и заемных средства, подобных действующим нормативам в сфере банковского регулирования;
    • установление точных процедур контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций;
    • в конце концов, введение системы неотклонимого страхования вкладов людей в микрофинансовых организациях[4].

    По аналогии с банками (а в некоторых аспектах — шире, чем это установлено для банков) в МФО может быть установлена система пру­денциальных нормативов включая:

    • норматив достаточности капитала;
    • нормативы ликвидности;
    • максимальный размер риска на одного заем­щика или группу связанных заемщиков;
    • максимальный размер круп­ных кредитных рисков;
    • максимальный размер риска на одного вклад­чика или группу взаимосвязанных вкладчиков;
    • максимальные уровни списания, резервирования, риска портфеля, просрочек;
    • минимальные отношения суммы паевого фонда к личным сбережениям, собственных средств МФО к текущим обязательствам и пр.

    Безусловно, мы не будем рассматривать все нормативы, а остано­вим свое внимание на наиболее значимых из них, исходя из убеждений кре­дитной деятельности, к которым а именно относятся: норматив дос­таточности капитала, нормативы ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, макси­мальный размер крупных кредитных рисков.

    Норматив достаточности собственных средств (капитала) МФО (Н1) регулирует риск несостоятельности и устанавливает требования по ми­нимальной величине собственных средств для покрытия кредитного рис­ка. Определяется из отношения собственных средств (капитала) МФО к сумме активов баланса, взвешенных с учетом риска (нетто порт­феля) . В качестве показателя риска принимается отношение рискового портфеля (просроченной задолженности) к брутто портфелю:

    где Ар – сумма активов баланса, взвешенных с учетом рискового портфеля;

    Р – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

    Необходимо подчеркнуть, что прямое сопоставление норматива достаточ­ности собственных средств, равно как и других нормативов с установ­ленными, например, для банков нормами пруденциального регулиро­вания не совсем корректны, приемущественно из-за не сопоставимости финансовых показателей банка и МФО, равно как и любого другого участника микрофинансовой деятельности. В западной практике дискутируется необходимость применения к МФО более жестких, чем к банкам, нормативов достаточности соб­ственных средств. В числе аргументов в пользу такого консерва­тивного подхода приводятся:

    • Обстоятельство, что основная категория заемщиков МФО пред­ставлена социальными группами с низкими уровнями доходов и возможно лишенными титульной собственности. Поэтому займы МФО выдаются, обычно, без обеспечения или под низколик­видное обеспечение. В этой ситуации, основным мотивом возвра­та займов служит перспектива получения новых займов в дальней­шем. В случае если МФО не может обеспечить текущие потери от не возвращенных займов собственными средствами, а приемущественно, пытается решить этот вопрос за счет выдачи новых микрозаймов, снижается стимул к их своевременному погашению и невозврат, может приобрести массовый, кумулятивный характер.
    • Сравнительно более высокая, чем в банках, доля операцион­ных расходов МФО в процентных платежах провоцирует опас­ность недополучения, в связи с несвоевременным погашением займов, доходов на покрытие текущих издержек. С тем, чтобы не затрагивать в этой ситуации привлеченные оборотные сред­ства, необходимо располагать достаточными собственными резервами для покрытия текущих расходов;
    • Низкий опыт и квалификация персонала сравнительно моло­дых МФО увеличивают риски кредитных операций, которые также следует уравновешивать создаваемыми за счет собствен­ных средств резервами.

    Выше мы уже отмечали, что Минфином РФ установлен диффе­ренцированный порядок расчета норматива достаточности собствен­ных средств, зависимо от организационно-правовой формы МФО, что на наш, в корне противоречит принципам их функционирования. Вместе с тем, отчасти признавая, справедливость этих доводов, необходимо подчеркнуть, что они все базируются на консервативных банковских под­ходах и не учитывают особенностей микрофинансирования, способ­ные нивелировать или смягчать риски, уравновешиваемые в банковс­ких подходах, собственными средствами. К числу таких особенностей относятся: более высокая процентная ставка, интенсивно оборачивае­мый и высоко диверсифицированный портфель займов, что позволяет оперативно реагировать на возникновение рисков и управлять ими бо­лее эффективно, чем простое наращивание собственного капитала. Кроме этого, для многих микрофинансовых организаций повышение норматива достаточности собственных средств может обернуться не­померными барьерами для начала и развития деятельности.

    Более значимыми являются и кредитные нормативы МФО. К нормативам, регламентирующим кредитные риски, относятся:

    текущий уровень резервирования;

    текущий уровень риска портфеля;

    текущий уровень списания;

    коэффициент собираемости задолженности по займам.

    Предельный норматив расходов на резервирование (Н4) может быть установлен Уставом МФО и не превышать 8% от суммы портфеля. Он определяется из отношения суммы резервов, сформированных в целях покрытия потерь от просроченных и списан­ных займов к сумме дебиторской задолженности:

    где R – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов;

    D – дебиторская задолженность по займам.

    Текущий уровень расходов на резервирование может определять­ся как в целом по фонду, так и по его от­дельным компонентам — потребительскому и предпринимательскому кредитному портфелю, отдельным кредитным продуктам, также по территориальным подразделениям. Сегментирование может быть рас­ширено и дополнено с учетом специфики работы МФО, норматив мо­жет исчисляться как по средневзвешенным показателям за период, так и по балансовым показателям на отчетную дату.

    Предельное значение норматива текущего уровня риска кредит­ного портфеля (Н5) не должен превышать 12% от суммы всего портфеля. Этот коэффициент определяется из отношения дебиторской задолженности по просроченным займам (т.н. «рискового портфеля») к общему объему дебиторской задолженности. Аналогично нормативу расходов на резервирование, этот коэффициент может рас­считываться по портфелю в целом, предпринимательскому и потреби­тельскому секторам, отдельным кредитным продуктам и т.д.

    Далее, рассмотрим порядок определения коэффициента собирае­мости задолженности по займам МФО (Н7), который может опреде­ляться исходя из отношения фактических поступлений к планируемым и может исчисляться как по массе поступлений в целом, так и по видам поступлений, которые в свою очередь могут распределяться по секто­рам портфеля и по кредитным продуктам. Этот показатель не нормируется, а включается в систему фи­нансовых нормативов в качестве справочного. Все же, сопостав­ление показателей собираемости создает достаточную информацион­ную базу для управленческого анализа.

    Нормативы ликвидности разбиты на несколько подгрупп по аналогии с подходом Банка России. Но в практике работы МФО показали, что аналогию с банком в части наличия норматива мгновенной ликвидности, регулирующий риск потери ликвидности в течение одного дня, проводить не стоит. У МФО редко имеются обязательства, которые могут быть незамедлительно востребованы в течение одного дня. А принятие на себя обязательств, которые должны быть погашены в течение одного дня, многократно повышает риски работы самой МФО.

    Норматив текущей ликвидности МФО (Н10) ограничивает риск потери ликвидности в течение 30 дней и определяется как отношение суммы ликвидных активов МФО к сумме его обязательств по сбереже­ниям, размещенным на условиях «до востребования» и со сроком пога­шения до 30 дней:

    где Lat – текущие ликвидные активы, другими словами финансовые активы, которые должны быть получены и (или) могут быть востребованы МФО в течение ближайших 30 календарных дней, а активы, которые могут быть реализованы в течение 30 дней, взвешенные без учета резерва;

    Otv – текущие обязательства, которые могут быть предъявлены к погашению вкладчиками или внешними кредиторами в течение 30 дней.

    R – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

    Обществом международного развития «Дежарден» (Канада) рекомендуется поддерживать отношение высоколиквид­ных активов к объему обязательств со сроком погашения в течение 30 дней в интервале 20—30%.

    Норматив долгосрочной ликвидности МФО (Н11) ограничивает риск потери ликвидности вследствие размещения средств в долгосроч­ные активы. Он определяется из отношения долгосрочной задолжен­ности – задолженности МФО со сроком погашения свыше 365 дней к сумме собственных средств и обязательств МФО с аналогичным сро­ком погашения.

    где Krd – займы, со сроком возврата свыше 365 дней;

    К – капитал – сумма собственных средств МФО (включая средства па­евого, неделимых фондов и резервов);

    Od – обязательства МФО по личным сбережениям вкладчиков и про­чим привлеченным средствам, срок погашения которых наступает бо­лее, чем через год.

    Норматив долгосрочной ликвид­ности может рассчитываться раздельно на каждый год в периоде со сро­ком погашения свыше 1 года.

    Норматив общей ликвидности (Н12), регулирует долю активов, которые могут быть конвертированы в деньги в течение ближайших 30 дней (ликвидных активов) в общей массе активов МФО и рассчитывается по формуле:

    где Lat – текущие ликвидные активы, другими словами финансовые активы, ко­торые должны быть получены и (или) могут быть востребованы МФО в течение ближайших 30 календарных дней, а активы, которые могут быть реализованы в течение 30 дней, взвешенные без учета резерва.

    А – всего активы;

    Р – резерв покрытия убытков от просроченных и списанных займов.

    Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н13) регулирует кредитный риск МФО в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков. «Связан­ными» заемщиками в этом случае могут являться близкие родственни­ки, либо участники группы солидарной ответственности по полученным займам. Однако необходимо помнить, что из без этого норматива законодательством установлена максимальная сумма займа, выдаваемого микрофинансовой организацией – один миллион рублей. Поэтому не видится необходимости применять этот норматив, если общий кредитный портфель МФО превышает хотя бы 10 миллионов рублей.

    А вот норматив максимального размеров крупных кредитных рисков (Н14) необходим для любого МФО, потому что он ограничивает совокупную величину крупных кредитных рисков по отношению к собственным средствам МФО. В соответствии с бан­ковскими стандартами, в категорию крупных кредитных рисков попа­дают займы, превышающие 5% от собственных средств МФО, поэтому сумма таких займов, не должна превышать сумму собственных средств МФО более чем в 8 раз.

    где — сумма непогашенной дебиторской задолженности по зай­мам, любой из которых превышает 5% от величины собственных средств МФО;

    К – капитал – сумма собственных средств МФО (включая средства па­евого, неделимых фондов и резервов).

    Совокупная величина риска по инсайдерам МФО (Н15) опреде­ляется из отношения не обеспеченной личными сбережениями задолженности по займам, предоставленной МФО своим работникам и ли­цам, участвующим в органах управления и способных влиять на при­нятие решений о выдаче займов, к сумме собственных средств МФО. Этот норматив не должен превышать 3% от суммы собственных средств МФО.

    На сегодня, в секторе микрофинансирования РФ остаются нерешенными большое количество методологических вопросов: сначала, связанных с необходимостью разработки стандартов микрофинансирования на основе внедрения пруденциаль­ных нормативов и показателей финансовой отчетности. В связи с чем, отечественным МФО в ближайшие годы необходи­мо внедрить стандарты предоставления финансовой отчетности микро­финансовыми учреждениями, которые позволяют адаптировать более обширные и детальные международные стандарты финансовой отчетно­сти к особенностям микрофинансовых институтов. Эти принципы уже существуют в западной практике и уже сегодня достаточно унифициро­ваны для того, чтобы применяться в России.[1] Шакер И.Е. Формирование ресурсной базы микрофинансовых организаций – пусть к информационному обществу.

    1. Гладкова В.Е. Методологические особенности развития микрофинансирования с учетом принципов либерализации кредитной инфраструктуры. Монография. – М.: АП «Наука и образование», 2013. – 200с.
    2. Иванов О.М. Микрофинансирование и банки. // Проблемы развития микрофинансирования в России: сборник научных трудов / под ред. Криворучко С.В. М.: Финансовый университет, 2011. – 100 с.
    3. Мамута М.В. Формирование рынка небанковских микрофинансовых услуг в РФ: методика и практика // Проблемы развития микрофинансирования в России: сборник научных трудов / под ред. Криворучко С.В.Кредитная стратегия подразумевает формирование организации кредитной деятельности в МФО на базе точных и неотклонимых для выполнения внутренних документов, регламентирующих:
      • кредитную политику организации;
      • механизм управления кредитным ранцем и кредитными рисками, методическое обеспечение служащих по этим вопросам;
      • бизнес-процессы по кредитным продуктам, действенное взаимодействие служащих и подразделений МФО;
      • отношения с разными видами заемщиков[3].

      Весь кредитный процесс хоть какого МФО строится на кредитной политике, принятой в организации и оформляемой обычно в письменном виде, в виде меморандума (положения) о кредитной политике, в каком есть несколько разделов: Семениюы. Рост.гос.эконом.ун-в (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – 182 с.

    1. Инструкция Банка России № 139-И от 03.12.2012 года «Об обязательных нормативах банков»;
    2. Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2012 года № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих деньги физических лиц и юридических лиц в виде займов»;
    3. Федеральный Закон от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. 23.07.2013)
    4. Федеральный Закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. 23.07.2013);
    5. Федеральный Закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 23.07.2013);

    Более важной про­блемой отечественных МФО является отсутствие единообразных показа­телей, характеризующих их финансовую устойчивость[6].Что касается общей стратегии работы МФО, то именно она является тем важнейшим элементом бизнес-плана, который повлияет на все развитие компании. Хорошо продуманная, взвешенная стратегия финансовой устойчивости даст возможность привлекать финансовые ресурсы для развития, а хорошо взвешенная кредитная стратегия даст возможность стабильного развития компании и выполнению основной миссии микрофинансовых организаций – кредитования слоев населения, не участвующих по каким-либо причинам в современных финансовых отношениях. С.61-62.

    [2] Цитируется по: Шакер И.Е. Формирование ресурсной базы микрофинансовых организаций – пусть к информационному обществу. Таким макаром, основная задачка микрофинансовых организаций сводится к таковой же миссии, как и миссия банковского сектора в принципе – перепродаже привлекаемых на рынке денег с получением в процессе этого процесса прибыли. Только у МФО «товар» именуется не кредитом, а займом. Неизменен в развитии экономики и тот факт, что на собственные средства без вербования денежных ресурсов общества трудно выстроить суровый бизнес. А это означает, что микрофинансовые организации должны не меньше хлопотать о поиске денежных ресурсов для собственной деятельности, чем банки, также обеспечить действенное внедрение завлеченных денежных ресурсов для заслуги собственной основной цели.

    Процентная политика по займам содержит в себе порядок расчета процентной ставки по займам с учетом премии за риск неплатежа, риск утраты ликвидности, также с учетом премии за риск просрочки погашения долга. Номинальную процентную ставку для МФО (I) целенаправлено определять последующим образом:I = r + e + RP + LP + MP, гдеr – настоящая процентная ставка по безрисковым операциям, в случае когда инфляция ожидается нулевой.

    С. 60.

    [5] Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2012 года № 42н

    [6] Гладкова В.Е. Методологические особенности развития микрофинансирования с учетом принципов либерализации кредитной инфраструктуры. С. 100-104.